Блог О пользователеhistori145

Регистрация

 

История человечества. Каким путем чай попадал в Россию


Представьте такую картину: чистая белая скатерть с узорами, вышитыми крестиками, пузатый, начищенный до блеска и пышущий жаром самовар, стоящий на медном подносе; баранки, ватрушки, булочки, пироги, конфеты, варенье, мёд в вазочках; расписанный алыми розами фарфоровый чайник с заваренным чаем, покрытый чистым полотенцем или специально сшитой муфтой в виде курицы или куклы; белоснежные фарфоровые чашки на блюдцах.

Хозяйка дома разливает заварку в чашки, а затем доливает крутой кипяток из самовара и передаёт сидящим за столом. От чашек поднимается прозрачный пар. Горячий чай ароматен. Старые люди пьют его из блюдца с сахаром вприкуску. Молодёжь ждёт, пока чай немного остынет, и помешивает его ложечкой. Близится к концу холодный зимний вечер. Неспешно идёт беседа, обсуждаются общие проблемы, новости. За такими чаепитиями закладывается взаимопонимание, крепнут семейные отношения.

А как появился чай на наших столах?

ЛЕГЕНДА О ЧАЕ

Чайный напиток упоминается в китайских рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Но культивировать чай начали только в IV в. н. э. Первые посадки чая были осуществлены монахами-буддистами, и чай вошёл в культуру буддийских монастырей. Согласно легенде, буддийский святой Дарума, предававшийся посту и молитвам, не выдержал борьбы с усталостью и заснул. Проснувшись, святой так рассердился на свои веки, что вырвал их и бросил на землю. Его веки не пропали. Из каждого волоска вырос куст, настой из листьев которого позволяет бороться со сном. С распространением буддизма в IX в. культура чая появилась в Японии и Корее. В XIV в. чайный напиток проникает в Европу, причём двумя путями: из Северного Китая через Сибирь в Европейскую Россию и из Южного Китая в Англию. Вот почему в России бытует северокитайское название «чай», тогда как в Англии и Европе — южнокитайское «ти» (Tea).

В России чайный напиток употребляется с 1638 г., когда монгольский Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чайного листа. С развитием русско-китайских отношений потребление чая в России возрастает. В XVIII в. чаепитие становится неотъемлемым в домах зажиточных граждан (дворян, купцов). Тогда же появляется и самовар. В XIX в. чай начали разводить в английских колониях: Индонезии, Индии и Цейлоне. С 1885 г. он культивируется в Аджарии, а затем — в Краснодарском крае и Закавказье. Таким образом, сформировались три района разведения чая: Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Северный Кавказ и Закавказье.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ, ИЛИ ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОГО ЧАЙНОГО ПУТИ

На верблюдах и санях через пустынные пространства Центральной Азии и глухие леса Сибири везли из Китая в Россию тюки с чаем. Этот путь был назван чайным по названию основного товара. Но вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь был не только торговой дорогой, но способствовал экономическому развитию и культурному обновлению.

Чайный путь начинался в Калгане, куда с чайных фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию. Калган — ворота Китая в прямом смысле этого слова. Город стоит сразу за Великой Китайской стеной. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене, располагается торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь формировались караваны.

От Калгана караваны с чаем шли через Гоби к Урге. Дорог через Гоби несколько, и караваны часто переходили с одной на другую, отыскивая более свободный путь. Движение по Гоби, очень интенсивное осенью, зимой и весной, полностью замирало летом, потому что монголы, которые были основными подрядчиками в перевозках на этом участке, отпускали верблюдов в степь нагуляться и восстановить силы. В Урге караваны проходили поверхностный осмотр и переправлялись дальше в Кяхту.

Крупнейшая коллекция русских самоваровКяхта была единственным в мире посёлком миллионеров. На гостином дворе Кяхты караваны разгружались. Ящики с чаем осматривались и зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Такой тюк носил название «цыбик». По сырой коже цыбики маркировались резцом. Рабочих, зашивавших тюки, называли ширейшиками, а тех, кто маркировал, осматривал и перетаскивал, - савошниками. С тюками, в которых привозились ценные сорта чёрного чая, работы было мало. Они были упакованы в три слоя: бумага, свинцовая фольга и собственно ящик, плетённый из бамбуковых волокон. Кирпичный чай упаковывали без фольги, поэтому он часто покрывался плесенью. Савошникам приходилось разворачивать каждый кирпич чая и счищать плесень. Зашитые цыбики грузились на телеги или сани и отправлялись дальше.

От Кяхты до Иркутска шли две дороги. Самая короткая, Удунгинский тракт, проходила через хребет Хамар-Дабан. Этот путь был проложен только во второй половине XIX в. До его открытия пользовались старым Иркутским трактом через Селенгинск и Верхнеудинск. Оба тракта замыкались на станции Мысовая, откуда грузы через озеро Байкал перевозились на пароходе до порта Листвиничное. Зимой на этом участке прокладывалась ледовая дорога.

Иркутск был сначала только перевалочным пунктом, но после 1861 г. он стал таможенным городом. С каждого тюка чая взымалась пошлина, поступавшая в казну государства. На цыбик ставился штамп о взятии пошлины. После этого чай поступал на российский рынок. Вместе с пошлиной поднималась и цена на чай.

Из Иркутска чайный караван двигался через Красноярск, Тобольск, Тюмень на Ирбитскую ярмарку. Ирбитская ярмарка проходила в Ирбитской слободе Пермской губернии с февраля по март. Эта ярмарка установилась с 1646 г. и служила местом обмена и распродажи европейских товаров и товаров Востока. Слобода жила только ярмаркой, многие дома и здания большую часть года пустовали и использовались лишь в период ярмарки. Слобода во время ярмарки кишела народом. Шла бойкая торговля. На Сенной и Торговой площадях устраивались балаганы, приезжал театр. Оборот ярмарки составлял 30—50 млн. руб. (на конец XIX в.). Видное место на ярмарке занимала торговля чаем, дающая 12—20 % от оборота (4—5 млн. руб.).

Кроме Ирбитской ярмарки крупная торговля чаем была в Тобольске и Нижнем Новгороде. Какую-то часть чая продавали на местных рынках по пути следования.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ЧАЙНОЙ ТОРГОВЛИ

Впервые русские проникли в Китай ещё в XVI в., но только с освоением Забайкалья, во второй половине XVII в. начинается местная приграничная торговля с Китаем в Урге (ныне — Улан-Батор) и Науне. Первое торговое соглашение между Россией и Китаем заключено в 1679 г., когда русскому послу Головину удалось склонить Пекинский двор к пропуску русских караванов.

Ежегодно отправлялись в Китай значительные купеческие караваны, нагруженные преимущественно драгоценными сибирскими мехами, а также разного рода мелкими ввозимыми товарами, получаемыми через Архангельск. Из Китая же караваны возвращались с чаем (в больших кувшинах) и с шёлковой тканью. Вывозили оттуда также ткань с примесью бумаги, известную у русских под названием китайка. Вплоть до 1768 г. торговля России и Китая шла очень вяло. Китайская администрация не раз нарушала соглашения и притесняла русских купцов. Известны случаи 1717, 1718 и 1762 гг., когда русские караваны получали запрет на торговлю и высылались из Пекина.

В 1727г. был заключён Буринский договор, открывавший новые перспективы торговли двух стран. По статье 5 этого договора для торговых операций с Китаем были избраны два пограничных пункта: Цурухайта и Кяхта. Но в сущности торговля сосредоточилась в основном в Кяхте, на долгое время ставшей единственным крупным центром русско-китайской торговли.

Кяхтинская торговля шла успешно. Так, за 32 года (с 1768-го по 1800-й) товарообмен вырос с 230 тыс. до 4 млн. руб. Существенные сдвиги произошли и в ассортименте торговли. Чай, который в начале XVIII в. играл незначительную роль среди прочих китайских товаров, стал основным предметом китайской торговли.

Введение русским правительством 15 марта 1800 г. правила торговли, допускавшие исключительно меновую торговлю китайским товаром на товар, регламентирующие порядок установления цены, качество и количество товара, связали частную инициативу. Но торговля чаем в Кяхте продолжала оставаться на высоком уровне вплоть до 1860 г. по мере развития торговли торгующие стороны всё больше узнавали друг о друге.

Были случаи, когда европейские купцы уличали китайских торговцев в обмане, наряду с чаем высокого качества китайцы продавали и поддельный чай. Вот, например, что пишет из Китая архимандрит Поликарп одному из чиновников таможни в 1841 г.: «Посылаю Вам ящичек поддельного чая. Если это не имеет никакого отношения к торговле, то по крайней мере весьма любопытно как черта китайских нравов. Я получил этот чай в Пекине под именем байхового, но его справедливее можно назвать зелёным (чжулангом)». Один из способов подделки чая описывает иностранный торговец в 1876 г.: «Мелкие торговцы собирают через слуг ресторанов и зажиточных домов спитый чай, мешают с листьями растения, похожего на чай, высыпают пыль и остатки настоящего чая и прибавляют для запаха несколько душистых цветов». После ряда инцидентов за китайскими купцами закрепилась плохая слава обманщиков и аферистов. На самом деле «нечистоплотность» китайцев была сильно преувеличена, так как поддельный чай всегда продавался по очень низкой цене (они и не скрывали подделки). В то же время русские купцы не разубеждались, что хорошие китайские торговые дома отличались своей честностью и порядочностью.

Параллельно торговле чаем развивалась его контрабанда. В обход кяхтинской таможни контрабандисты переправляли через границу целые караваны чая. В основном это был дешёвый кирпичный чай, ценившийся в силу своей доступности у народов Сибири. К середине XIX в. контрабандно начали поступать крупные партии черного чая, от продажи которого кяхтинские торговые дома получали основные прибыли. Необычайно усилившаяся контрабанда начала представлять серьёзную угрозу. Поэтому, не имея возможности бороться с контрабандой на границе, в 1861 г. таможню переводят в Иркутск, а на территории Забайкалья и Амурской области объявляется порто-франко (свободный порт) - порт, город или приморская область, в пределах которой разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров. Несмотря на принятие порто-франко, в связи с открытием морских торговых путей, удешевивших доставку товаров (так, морская перевозка из Китая до Нижнего Новгорода обходилась по 12 р. 60 к. за пуд чая, а сухопутным путём через Кяхту — по 18 р. 60 к.), кяхтинская торговля постепенно приходит в упадок.

Под угрозой разорения кяхтинские купцы настойчиво обращаются к правительству с просьбой о пересмотре пошлин на ввозимые морским путём чаи. Веским доводом была открывающая перспектива обеднения сибирского крестьянства, которое могло лишиться заработков извозом при закрытии сухопутного чайного пути. Правительство повысило пошлины на чаи, ввозимые морским путём, ровно на разницу с сухопутной перевозкой и уравняло цены на рынке. За морским способом доставки осталась быстрота, а за сухопутным — его вековая традиция.

Правительственные меры отсрочили падение кяхтинской чайной торговли. Но со строительством Великой Сибирской железнодорожной магистрали участь Кяхты как центра чайной торговли была предрешена. Перевозки чая пошли по Восточно-Китайской и Сибирской железным дорогам, минуя Кяхту.
источник

 

Для ответа с цитированием необходимо
выделить часть текста исходной записи

 
О пользователеcczy

Тема блога интересная, поддерживаю.

 
О пользователеhistori145

Спасибо)

 
О пользователеcczy

не за что, так оно и есть

 
О пользователеprikol-ka

Друзья, поддержите комментариями, прохожу модерацию на Блогуне 29 января... Спасибо! Вот адреса двух блогов для "Атаки" http://shok-novosti.blog.ru/86102611.html и http://prikol-ka.blog.ru/86102963.html
Благодарю за понимание и поддержку !

 
О пользователеcczy

Познавательно.
Я как-то об этом не задумывался.